Как выбрать трюковой самокат для начинающего, подростка, ребёнка и вообще кого угодно. Полное руководство.

Мы не будем лить воду о том как важно выбрать хороший трюковый самокат и нести полную неинформатвиную чушь, как это часто делается в интернете. Мы вам просто расскажем все, что нужно знать о самокатах, его деталях и на что нужно ориентироваться при покупке.

Перед вами самое полное руководство по выбору трюкового самоката. Здесь мы разберём различия между трюковым и обычным скутером, определим основные критерии на которые нужно смотреть при покупке и расскажем много очень интересных и нужных вещей. Где-то очень подробно, а где-то, где человеку непосвященному не понять, просто и честно – берите такое, оно лучше. Не вдаваясь в сложные технические детали. Итак, поехали.

Отличие конструкции от обычного самоката

Самокат это средство передвижения довольно простое и может показаться, что он откуда-то из советского детства. И, в общем-то, это верно для обычных самокатов, но не для трюковых. Для того, чтобы делать все эти Back Flip’ы и Double Peg’и требуются особенная конструкция. Давайте сравним обычный самокат и трюковой.

Трюковой самокат

Обычный самокат

Дека сделана из алюминия марки 6061–Т6, который применяется в авиации и военной промышленности.

Дека делается по принципу «чем дешевле, тем лучше». Как правило это те же сплавы стали/алюминия, только менее прочные. В общем такой подход оправдан: здесь нагрузка намного меньше.

Рулевая колонка определенной высоты, с нужным градусом наклона, которая рассчитана на выполнение трюков.

Очень часто руль регулируется, его можно опускать и поднимать.

Маленький диаметр колёс – даёт манёвренность, позволяет быстро набрать скорость и выполнять сложные трюки

Большой диаметр колёс. Манёвренность хуже, зато ехать по городу на большие расстояния проще. А что маленьким детям еще надо?

Подшипники высокого класса качества. За счёт этого лучше едет и быстрее разгоняется.

Самые дешёвые подшипники. Сильно ухудшает ходовые характеристики.

Трюковые самокаты не складываются.

Обычные самокаты часто складываются. Так удобней.

Необычная конструкция руля. Присутствуют вращающиеся хомуты, которые необходимы для выполнения трюков.

Обычная конструкция руля.

Никогда не бывает лишних элементов, потому что вес это ключевая характеристика.

Могут быть добавлены лишние элементы, потому что так красивей. Функционалу данного самоката это не повредит.

Резюме

Трюковой самокат сделан из более качественных компонентов, потому что одной из ключевых характеристик является его надежность, а второй – вес. Здесь нет приятных удобств обычных самокатов, типа регулируемой высоты руля или складкой конструкции, потому что подобные решения отрицательно скажутся на надёжности. Именно это позволяет выполнять на нём потрясающие трюки и именно поэтому у этой модели есть армия поклонников. Подходит для людей от 10 до 60 лет. За счёт потрясающих ощущений, которые можно получить от катания на нём может стать серьёзным увлечением.

Обычный самокат делается из более дешёвых компонентов, что приятно сказывается на цене и неприятно на характеристиках. На нём проще взять и поехать. Но едет он хуже, да и ничего интересного эта модель предложить не может. Подходит для маленьких детей. Да и тем вскоре надоест.

Основные критерии при покупке самоката

  • Вес. Для человека, который первый раз держит в руках (и в ногах) самокат, разница в 500 грамм может показаться незначительной. Для опытного райдера такая разница в весе будет критичной. В трюковых самокатах нет «плохого» и «хорошего» веса. Всё зависит от целей. Если самокат в основном будет использоваться в скейтпарке, то более тяжёлая модель будет удобней для крутых трюков. Если же райдер будет преимущественно рассекать по городу, иногда исполняя слайды на перилах, то более лёгкая модель будет правильным выбором. Также не стоит забывать, что лёгкий или тяжёлый самокат иногда нужно носить. Если же стиль катания еще неизвестен, то рекомендуем выбирать более тяжелые модели. Всё-таки с основной задачей – трюками – они справляются лучше.
  • Материал дисков колёс. При высокой жесткости увеличивается скорость, но при этом райдер чувствует насколько неровные в России дороги. Для новичков отлично подойдут пластиковые колёса: они обеспечивают высокую устойчивость и мягкий ход в ущерб скорости

Тип дисков

Плюсы

Минусы

Для кого

Пластиковые

Более устойчивы. Более мягкий ход. Дешевле.

Быстрее изнашиваются.

Снижают скорость.

Отличный выбор для новичков.

Спицованные аллюминивые

Высокая скорость.

Прочнее.

Тяжелее пластиковых

Сильнее ощущаются неровности поверхности по которой едешь.

Выбор Pro-райдеров.

Цельнолитные алюминиевые

Максимальная скорость (незначительное разница по сравнению со спицованными).

Самые тяжёлые.

Сильнее ощущаются неровности поверхности по которой едешь.

Выбор людей с тонкой организацией душевного мира (на самом деле лучше взять спицованные. Разница в весе 30%, а преимущества незначительные)

  • Диаметр колёс. Если кратко – меньший диаметр лучше подходит для городской езды, а больший – для парков. Городские 100 мм колёса увеличивают максимальную скорость и радиус поворота. Кроме того уменьшается расстояние между декой и асфальтом. Парковые 110 и 125 мм. колёса улучшают разгон и более устойчивы. Эти моменты нужно знать, но это не является чем-то непреложным. На тех же 100 мм. можно прекрасно кататься в парке. Во многом выбор колёс зависит от того, что райдеру больше нравится.
  • Зажимы. Они бывают на 2, 3 и 4 болта. Чем больше болтов, тем лучше. Дополнительные болты снижают нагрузку на отдельный элемент, что продлевает жизнь механизму. Также нужно знать, что чем выше хомут тем лучше.

  • Дека – эта та часть на которой стоит райдер. В идеале она должна быть металлической. Тут нужно знать, что дно бывает плоское и со скошенными лонжеронами. Первый вариант больше подходит для скольжений (городской вариант), а второй для фингервипов (парковый вариант). Деки отличаются весом. Легкую деку проще крутить во время трюков, но тяжелее контролировать.
  • Подшипники. Тип подшипников будет сопровождаться словом Abec и какой-то цифрой. Чем выше цифра, тем лучше подшипник. Так Abec-9 – лучший тип подшипников. Abec-3 – подшипники самого низкого качества (но такие в трюковых самокатах не используются).
  • Системы компрессии. Существует три стандарта:
  1. SCS – самая лучшая и надёжная система. Ставится на дорогие модели.
  2. ICS – ставится на бюджетные модели и становится головной болью райдеров. Скорей всего при той же цене альтернатив не будет.
  3. HIC – своеобразная смесь SCS и ICS. Встречается только на профессиональных моделях.
  • Форма руля. Тоже важная вещь в самокате. Всего используется три формы руля: T-образный, Y-образный и Bat-wing
  1. Т-образный руль прекрасно подходит для новичков. Дешёвый, легкий, но не очень удобный при прыжках с высоты.
  2. Y-образный руль – уже тяжелее. Такие рули используются профессионалами. Новичкам не подходит из-за неудобной формы. Перекладина делает более сложным изучение barspin.
  3. Bat-wing – по названию может показаться, что этот руль самый крутой. Так и есть! Пришедший от старшего брата – BMX, он является самым тяжёлым, но при этом центр тяжести самоката смещает вверх. Отличный выбор для катания в парке!
  • Цена. Какими бы не были замечательными характеристики конкретного аппарата, очень часто всё упирается в то, сколько вы готовы потратить денег. Вы можете понимать насколько хороша металлическая дека, и то, что экономить на рулевом механизме вообще не стоит, но разница в 4 тысячи никак не вписывается в бюджет. Здесь нужно иметь ввиду, то, что в любой сфере есть своеобразный шулер, который рассказывает, что его модели дешевле конкурентов, а конструкция самая совершенная. Не стоит верить таким обещаниям, даже от отчаяния. Не купите вы за 6 тысяч такой же самокат как за 16. И разница в ценах неслучайна. Это и качество, и срок службы и безопасность прежде всего.

Вообще среди производителей трюковых самокатов жесткая конкуренция, и в пределах равных моделей разница в цене бывает не больше 10-12$, а как правило её вообще нет. Поэтому предлагаем вам ориентироваться на то что все, то что дешевле 8000 рублей вообще не стоит внимания. Лучше не покупать ничего вовсе, чем решить «и так сойдёт», а потом идти на приём к травматологу.

Создаётся впечатление, что самокаты для города и самокаты для парка это вообще разные вещи. Как быть, если хочешь кататься и там и там?

Такое впечатление отчасти верное, отчасти нет. На самом деле любой самокат прекрасно подойдёт и для города и для парка. Просто одна модель немного лучше себя чувствует при слайде по перилам, а другая – при backflip'е. Мы дали общий расклад, но точный и правильный выбор самоката сможет сделать только опытный райдер со своим стилем катания. Пока у тебя нет стиля – мы даём общие ориентиры. Но стиль на то и стиль, что он индивидуален. Есть мастера, которые на городском самокате такое на рампе выдают, что выразить эмоции цензурными, да и нецензурными словами очень сложно.

Что-то было про срок службы. Можно подробней?

Трюковые самокаты подвергаются большим нагрузкам, поэтому периодически какие-то части выходят из строя. Это нормально.

Срок службы во многом зависит от аккуратного отношения, обслуживания и агрессивности катания. В среднем раз в сезон меняются подшипники, рулевая, шкурка и грипсы. Более качественные и дорогие детали прослужат дольше. Но нужно понимать, что цена и качество не являются защитой от вашего небрежного отношения к технике. Техника любит уход и внимание, тогда она прослужит дольше.

Честно говоря я никогда не думал, что на самокатах можно что-то делать помимо того, что ехать вперёд. Неужели можно сделать реально что-то крутое?

5041 проводит самые южные в России соревнования по трюкам на самокатах. У нас выступают не мировые звёзды и даже не мастера российского уровня. У нас выступают обычные школьники 13-15 лет. Как только они сделают домашнее задание – бегут на рампу и оттачивают своё мастерство, чтобы на следующем контесте удивить всех. И знаете что? Удивляют! Даже нас!

За что еще любим тусовку райдеров – среди них самый крутой не тот кто может остальных побить или прогулять 4 урока подряд. Здесь круче остальных трудолюбивые, упорные и ловкие!


Как подобрать самокат по росту?

Трюковые самокаты это такая штука, где нет ни одного однозначного правильного и неправильного выбора. Так и низкий и высокий руль дают определенные преимущества и недостатки.

Преимущества

Недостатки

Высокий руль

Снижает нагрузку на спину.

Удобней.

Сложнее контролировать самокат.

Сложнее выполнять некоторые трюки.

Низкий руль

Легче контролировать.

Легче выполнять некоторые трюки.

Менее удобен.

Дополнительная нагрузка на спину.

Можем добавить, что при росте 170 сантиметров эталонным будет руль в 55 см. При 180 – 60 см.

Нужно помнить, что важна не только высота руля, но и вес. И здесь, традиционно, не всё однозначно.

С тяжелым рулём его проще вращать, а значит удобней делать тейлвип. Но при этом выполнение барспина усложняется, как и управление, самим самокатом.

Как выбрать самокат для новичка?

Скорей всего прочитав все что выше вы думаете: «Чёрт возьми, по-моему самокат выбрать просто невозможно. Неужели нельзя было просто написать две-три модели подходящие для начинающего?!». В общем-то можно. Смотрите на ваш бюджет и выбираете любой из Dominator или Grit – они именно специализируются на самокатах для новичков и сразу соответствующе их компануют. Тем не менее, если вы всё-таки станете райдером, то всё что здесь было написано вам пригодится и скорей еще не раз вернётесь к этому тексту.

Ниже мы приложим общий список рекомендаций. Жестко ему следовать не нужно, вся информация несёт рекомендательный, а не обязательный характер.

Для города

Для парка

Хочу туда и туда

Руль

Т-образный

Bat-wing

Bat-wing

Система компрессии

Если позволит бюджет – SCS.

Подшипники

Abec с как можно большей цифрой на конце. В пределах бюджета. В идеале – Abec-9.

Диски колёс

Пластиковые

Жёсткость колёс

82А

88А

84А

Диаметр колёс

100 мм.

125 мм.

110 мм.

Вес

Как можно меньше

Как можно больше

Как можно больше

Зажим

В пределах бюджета – чем больше болтов в зажиме, тем лучше.

Дека

Плоское дно.

Скошенные лонжероны.

Плоское дно.

Цена

Увы, правило в которое никто не хочет верить – работает. Чем дороже, тем лучше.

Как выбрать самокат для профессионала?

Настоящий профессионал скорей всего такой вопрос не задаст. Да и, в принципе, он не очень правильно поставлен, ведь всё зависит от стиля самого райдера. Тем не менее в общих чертах настоящий pro-райдер всегда предпочтёт спицованные алюминиевые диски, металлическую деку и зажим с максимальным количеством болтов. Для паркового самоката скорей всего выбор падёт на тяжёлый и низкий руль при максимальном диаметре колёс. Для города будет выбран диаметр в 100 миллиметров. С системой компрессии ICS ни один профессионал точно связываться не станет.

Как выбрать трюковой самокат для ребёнка?

Вопрос, конечно интересный. Если ребёнком является 5-7-летний молодой мужчина, то здесь лучше выбирать классический самокат, о которых писали в самом начале. А трюковой приобретать только лет через 5. Если ребёнком является мальчуган лет 45, то лучше подобрать что-то в салоне BMW.

Если же серьёзно, то первое чем нужно интересоваться при покупке самоката – защита. Как минимум шлем и наколенники. А лучше вообще чтобы в защите был как рыцарь в доспехах. Кататься на трюковых самокатах можно с 5–6 лет, а уже в 10–12 лет ребята выполняют сложные трюки и участвуют в профессиональных соревнованиях.

Пара вещей «не в тему» о которых просто нельзя не сказать.

1. Купите защиту. Ей категорически нельзя пренебрегать. Даже если вам кажется, что вы очень ловкий и ничего случиться не может. Профессионалы, выступающие на мировых чемпионатах одевают шлем и наколенники. Куда же вам без них?!

2. Не катайтесь во время дождя и после него. Не катайтесь по грязи и по мокрому. Вероятность падения в таких условиях очень высока, а кроме того узлы и агрегаты Вашего самоката могут сильно пострадать из-за влаги.